Системное улучшение инвестиционного и предпринимательского климата Республики Карелия
С 2014 года Агентством стратегических инициатив (АСИ) реализуется Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, который оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляет лучшие практики. Анализ инвестиционного климата на территории России показал необходимость применения дополнительных подходов к созданию условий для привлечения инвестиций и новому качеству работы региональных управленческих команд.
В 2016 году АСИ был разработан новый формат взаимодействия по вопросам улучшения инвестиционного климата, заключающийся во внедрении целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации по ключевым факторам, наиболее сильно влияющим на улучшение инвестиционного климата в регионах.
Данные модели включают в себя конкретные минимально необходимые значения показателей, которые должны быть достигнуты в субъектах к концу 2017 года, и затрагивают полномочия федеральных органов власти, региональных структур, органов местного самоуправления, ресурсоснабжающих и сетевых организаций.
В марте 2017 года в Республике Карелия были утверждены 12 дорожных карт по внедрению соответствующих целевых моделей.
Мероприятия «дорожных карт» касаются упрощения процедур получения разрешения на строительство, регистрации права собственности на земельные участки и недвижимость, постановку недвижимости на кадастровый учет, присоединение к электросетям, подключению к газу, к теплу, к воде, а также привлечения инвестиций и работе с инвесторами.
Для контроля за внедрением целевых моделей в субъектах Российской Федерации создана специализированная информационная система Region-ID, отражающая целевые и текущие значения по показателям всех целевых моделей.
Филиал Кадастровой палаты по Республике Карелия, Управление Росреестра по Республике Карелия совместно с региональными органами власти реализует целевые модели по регистрации прав и кадастровому учету недвижимости с целью создания благоприятного инвестиционного климата в Республике, который предполагает повышение качества и доступности учетно-регистрационных процедур.
Активное совместное сотрудничество государственных структур, различных учреждений и органов власти в первую очередь направлено на снижение административных барьеров, сокращение сроков предоставления государственных услуг, а также развитие бесконтактных технологий – увеличения доли услуг, оказанных в электронном виде и через сеть МФЦ.
Следует отметить, что услуга Росреестра по возможности подачи документов на регистрацию в электронном виде стала доступна с 01.06.2015 и является одним из нововведений ведомства.
При запуске данного сервиса наибольшую активность выразили нотариусы, на сегодняшний день сервисом электронной регистрации также пользуются органы государственной власти и местного самоуправления, банки.
Одной из приоритетных задач, стоящих перед Росреестром, является, в том числе, постепенная передача полномочий по приему – выдачи документов в МФЦ.
В Республике Карелия сеть МФЦ стремительно развивается. Начав свою работу с марта 2014 года, к концу 2014 года было открыто 26 офисов, к концу 2015 года – уже 72 офиса. В настоящее время функционируют 80 офисов, расположенных в разных районах республики, во всех из них предоставляются основные услуги Росреестра: постановка на кадастровый учет, государственная регистрация прав, предоставление сведений из ЕГРН.
С учетом тех обстоятельств, что с 10.05.2016 Управлением прекращены прием – выдача документов на государственную регистрацию, офисы приема – выдачи документов Филиала также постепенно закрываются (закрытие их в полном объеме планируется в декабре 2017 года) доля государственных услуг, предоставленных в МФЦ республики, неуклонно растет. Так, за период с января по апрель 2017 года более 75% заявителей, обратившихся за государственными услугами Росреестра посредством личного обращения, выбрали в качестве офиса приема – выдачи документов офис МФЦ.
Таким образом, на территории Республики Карелия уже сегодня значительная часть полномочий по приему – выдаче документов на услуги Росреестра передана в МФЦ, что позволяет спрогнозировать достижение целевого показателя к 2018 году – 90%.
Особо важная роль при реализации целевых моделей в учетно-регистрационной сфере отведена работам по внесению в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о границах земельных участков, границах муниципальных образований и населенных пунктов, а также границе Республики Карелия в целом.
За установление границ населенных пунктов, муниципальных образований, границ между субъектами Российской Федерации ответственны региональные органы государственной власти и органы власти местного самоуправления.
Наличие в ЕГРН актуальных сведений о границах позволит обеспечить соблюдение требований законодательства при проведении кадастрового учета, что повышает защищенность имущественных прав субъектов, юридических лиц и граждан. Кроме того, актуальная информация о границах позволяет эффективно управлять территориями и земельными ресурсами региона, а также увеличивает инвестиционную привлекательность Республики Карелия.
Совместная работа всех органов власти и уполномоченных организаций по внедрению успешных российских практик улучшения инвестиционного климата и целевых моделей должна способствовать созданию комфортных условий ведения бизнеса и улучшению инвестиционного климата в регионе.
Материал подготовлен Министерством экономического развития и промышленности Республики Карелия совместно с филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Карелия и Управлением Росреестра по Республике Карелия