Правила безопасного зимнего вождения
ПОМНИТЕ: излишняя самоуверенность на зимней дороге ОПАСНА!
ПЛАВНОСТЬ
Основное правило зимнего вождения — управлять автомобилем нужно плавно. Резкие движения за рулем автомобиля опасны в любое время года. А зимой они могут привести к непоправимым последствиям. Поэтому старайтесь все делать плавно: поворачивать руль, нажимать на тормоз, на педаль газа, в случае механической коробки передач — переключать скорость и выжимать сцепление.
МИНИМУМ ПЕРЕСТРОЕНИЙ
Постарайтесь свести к минимуму любые перестроения из ряда в ряд. Заранее перестраивайтесь в крайний левый ряд, если вам нужно повернуть налево, или в крайний правый, если направо. Не делайте это перед самым поворотом.
Старайтесь избегать обгонов на скользкой дороге и в плохих дорожных и погодных условиях.
СКОРОСТЬ
Соблюдайте скоростной режим. Безопасная скорость — это такая скорость, при которой водитель в конкретных дорожных условиях способен избежать аварии при внезапно изменившейся ситуации. Если при разрешенных правилами 60 км/час вы не чувствуете себя уверенно за рулем автомобиля (из-за скользкого покрытия, снегопада и т.п.) — СНИЖАЙТЕ СКОРОСТЬ!
ДИСТАНЦИЯ И ИНТЕРВАЛ
Увеличьте дистанцию и боковой интервал в два, а лучше в три раза. Общее правило: на скользкой дороге дистанция между автомобилями должна соответствовать удвоенной скорости движения. Если вы движетесь со скоростью 30 км/ч, то безопасное расстояние до впереди едущего автомобиля — 60 м.
ОСОБЕННОСТИ ТОРМОЖЕНИЯ
Автомобиль без АБС — прерывистое торможение (торможение «строчкой»): сильно нажать на педаль и отпустить ее несколько раз, пока автомобиль не остановится полностью, а подтормаживать плавным и легким нажатием на педаль. Для повышения эффективности торможения используйте торможение двигателем, быстро переходя с повышенной на пониженную передачу (например, с 4-й на 2-ю и сразу на 1-ю).
Автомобиль с АБС — сильно нажать на педаль тормоза. Остальное сделает электроника. Важно именно СИЛЬНО (но при этом не резко!) нажать на педаль тормоза — если притормаживать слегка, то АБС не включится, торможение будет неэффективным. Также, если автомобиль оснащен АБС, тормозить «строчкой» НЕЛЬЗЯ.
По возможности, тормозите двигателем, не выключая сцепление.
ВАЖНО: включение пониженной передачи создает дополнительный антиблокировочный эффект, но не увеличивает интенсивность торможения!
На скользкой дороге тормозите ПЕРЕД поворотом, а не В ПОВОРОТЕ.
СКОЛЬЗКАЯ ДОРОГА
- Зимой не бывает сухой дороги. А потому, даже eсли сию секунду под колесами сухой асфальт, нет гарантии, что через 500 метров на дороге не окажется наледи.
- При гололеде сцепление с асфальтом снижается в 4-5 раз. В свою очередь, многократно увеличивается тормозной путь, а это значит, что быстро остановить машину не удастся.
- Будьте особенно внимательны перед перекрестками, даже если на светофоре зеленый. Именно в этих местах лед особенно скользкий из-за постоянного притормаживания многочисленных машин. Перед такими местами лучше всего сбросить скорость заранее.
- Не тормозите резко на скользкой дороге. Это ОПАСНО. Резкое торможение приводит к блокированию колес и увеличению тормозного пути, а зачастую — к потере управляемости.
- Проезжая опасный участок, старайтесь удерживать одну и ту же скорость, педалью акселератора пользуйтесь очень осторожно, плавно, мягко. Не делайте резких движений рулем.
- При движении на подъем, выбирайте такую передачу, чтобы не приходилось переключаться до самого верха. На спуске не нажимайте на педаль сцепления, а на скорости тормозите плавно.
- Если вы застряли в глубоком снегу или в cyгpобе и у вас не получилось сразу выехать — долго не буксуйте, потому что под колесами в результате этого образуются плотные обледенелые лунки. В такой ситуации целесообразнее убрать снег из-под колес или подложить под них что-нибудь нескользкое (например, доску, ветки или резиновый коврик из салона).
- При езде по скользкой дороге целесообразнее не объезжать выбоину или яму на дороге, дабы не совершать лишних маневров, а осторожно переехать ее, при необходимости снизив (только не резко!) скорость. В противном случае ваш автомобиль может занести.
ЗАНОС
Одна из самых распространенных опасностей, подстерегающих водителей зимой, — это заносы. От них не страхован никто, но можно свести риск к минимуму.
Максимально снижайте скорость перед поворотами, на льду и укатанном снегу. Особенно коварен лед, посыпанный мелким гравием. Если поверхность посыпана равномерно, сцепление колес с дорогой достаточное. Но в гравии часто образуются проплешины. Когда колесо автомобиля попадает на такую проплешину, возникает риск заноса.
- Не выключайте сцепление.
- Резкое торможение в момент заноса также опасно!
- На переднеприводном автомобиле в случае заноса Вам необходимо немного добавить газу и «вытягивать» автомобиль на нужную траекторию.
На заднеприводном — сбросить скорость и вывернуть руль в сторону заноса.
- Когда автомобиль уходит в занос, думать некогда!
Действия в случае заноса должны быть ЗАРАНЕЕ отработаны и доведены до автоматизма. Отрабатывать действия в случае заноса нужно В БЕЗОПАСНОМ МЕСТЕ (на специальной площадке) под контролем опытного инструктора.
ВИДЕТЬ И БЫТЬ ВИДИМЫМ
Соблюдайте принцип «Видеть и быть видимым». Убедитесь, что все лампы светят, а фары правильно отрегулированы. Днем не забывайте включать ближний свет или дневные ходовые огни, как этого требуют ПДД. В сильный снегопад или туман включение ближнего света может только ухудшить видимость, так как перед автомобилем образуется своего рода «световая стена». В этом случае включайте противотуманные фары и (или) аварийную сигнализацию и МАКСИМАЛЬНО СНИЖАЙТЕ СКОРОСТЬ.
Уважаемые водители! Не забывайте, что, покидая автомобиль, вы становитесь пешеходами. Обозначьте себя на дороге. Выходя из автомобиля, надевайте световозвращающий жилет. Родители, проверьте наличие световозвращателей у своих детей.
А ТАКЖЕ…
- Следите за знаками. Зимой дорожная разметка часто бывает не видна под снегом.
- Не выключайте передачу! Зимой даже ровная и чистая дорога бывает непредсказуемой.
- Перед пешеходным переходом — заранее перенесите ногу с газа на тормоз. Если на переходе внезапно появится пешеход, вы сэкономите себе несколько спасительных десятых долей секунды, чтобы вовремя затормозить.
- Зимой лучше не ставить авто на ручной тормоз при парковке. В таком положении тормозные колодки оказываются прижатыми к барабанам. При низких температурах смоченные слякотью колодки могут примерзнуть к барабанам.
- Не уповайте на ABS, ESPи другие системы активной безопасности. Они созданы для улучшения управляемости автомобиля, но не дают стопроцентной гарантии, что машина на любой скорости и в любых условиях сможет вовремя остановиться. Все равно старайтесь держать дистанцию и не превышать скорость.
- Научитесь прогнозировать развитие событий на дороге, и «играть на опережение». Нужно просчитывать ситуацию на несколько ходов вперед и постоянно знать, какое на данный момент сцепление у колес с дорогой.
Помните про здравый смысл. Если прогноз погоды неблагоприятный, лучше отложить поездку и не пользоваться автомобилем без крайней необходимости.
ОГИБДД ОМВД России по Олонецкому району