Об исполненных полномочиях по опеке и попечительстве во взаимодействии с поселениями района 05.12.2016
Основные задачи и полномочия органов опеки и попечительства определены статьей 8 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», которые осуществляются органом опеки и попечительства во взаимодействии с другими органами власти, органами местного самоуправления, образовательными и медицинскими учреждениями, организациями, оказывающими социальные услуги, общественными организациями.
Основными из них являются:
1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;
2) проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества;
3) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности;
4) установление опеки или попечительства;
5) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
6) освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;
7) выдача разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных,
8) подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями;
В Олонецком районе по состоянию на 01 декабря 2016 года общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет 196 человек: под опекой (попечительством) – 101 ребенок, количество детей, воспитывающихся в приемных семьях — 54 человека, 41 – воспитанники детского дома.
— в Олонецком городском поселении – 57 детей, находящихся под опекой и попечительством, в приемных семьях;
— в Ильинском сельском поселении – 27;
— в Михайловском сельском поселении – 22;
— в Видлицком сельском поселении – 10;
— в Туксинском сельском поселении – 10;
— в Коткозерском сельском поселении – 9;
— в Куйтежском сельском поселении – 9;
— в Мегрегском сельском поселении – 7;
— в Коверском сельском поселении – 4.
За 11 месяцев 2016 года число выявленных и учтенных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составило 19 человек (в 2015 году – 22). За прошедший период 11 детей были доставлены на педиатрическое отделение ГБУЗ РК «Олонецкая ЦРБ» по социальным показаниям. Отобраны у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью 5 несовершеннолетних (в 2015 году – 12). В семьи граждан передано 20 несовершеннолетних (под опеку/попечительство, включая предварительную опеку/попечительство – 20, в приемную семью – 2). Усыновлено 3 детей: 1 ребенок иностранными гражданами, 2 — гражданами Российской Федерации. 10 человек прошли обучение по Программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Выступая в защиту прав детей, орган опеки и попечительства, в соответствии со статьей 77 Семейного кодекса РФ, обратился с 15 исками в суд о лишении родителей родительских прав, об ограничении в родительских правах. Иски удовлетворены, дети, оставшиеся без попечения родителей, устроены.
Приоритетным направлением деятельности органов опеки и попечительства по защите права ребенка на семью является организация профилактической работы с семьями и детьми (в первую очередь с семьями, находящимися в социально опасном положении), предусматривающей создание условий для своевременного выявления и коррекции проблем на ранней стадии семейного неблагополучия, сохранения ребенку во всех возможных случаях его родной семьи (в Олонецком районе на учете состоит 68 семей, с каждым месяцем цифра растет). Инициирование вопроса о лишении родительских прав рассматривается в качестве крайней меры воздействия на родителей, применяемой только в тех случаях, когда иные меры не дали результата.
В своей работе отдел опеки и попечительства сталкивается с рядом трудностей, которые связаны, прежде всего, с разрастающейся проблемой социального сиротства. Ситуация в нашем районе с каждым годом складывается неблагоприятно (безработица, много родителей с алкогольной зависимостью, много семей с доходом ниже прожиточного минимума). Наиболее острыми и актуальными вопросами взаимодействия администрации района, как органа опеки и попечительства, и администраций поселений были и остаются вопросы по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства. Выявляются случаи долговременного проживания на территории района малолетних детей без родителей и фактически находящихся на попечении своих бабушек и дедушек или других родственников. Многое зависит от своевременности, полноты и качества той информации, которая поступает в орган опеки и попечительства. Хочется отметить работу специалистов администраций Туксинского, Михайловского, Коткозерского, Ильинского поселений, которые сотрудничают с органом опеки и попечительства, стараются своевременно нас информировать о проблемных семьях, сами выходят в семьи, составляют акты обследования ЖБУ, советуются о дальнейших действиях. Если из какой-то сельской территории данных о неблагополучии в семьях не поступает, это еще не означает, что там дело обстоит очень хорошо. Часто — это всего лишь результат пробелов в работе по вопросам профилактики социального сиротства. Тревогу начинают бить, когда уже необходимо принимать какие-то кардинальные меры.
Для осуществления полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа за прошедший период администрацией Олонецкого национального муниципального района приобретено 7 жилых помещений (отдельные благоустроенные квартиры) на общую сумму 5 096 263,2 руб. Заключено 7 договоров найма специализированного жилого помещения: 6 квартир в Олонецком городском поселении, 1 – в Коткозерском сельском поселении. Проведено 38 плановых обследований жилых помещений нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма, либо собственниками которых являются подопечные дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей (закрепленные жилые помещения). Для более эффективной защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, желательно обследовать жилое помещение, закрепленное за несовершеннолетним, комиссионно, с привлечением специалистов городского (сельского) поселения, так как в ходе обследования жилого помещения уточняются:
-) статус жилого помещения;
-) лица, фактически проживающие в жилом помещении (при несовпадении с местом регистрации граждан – основания их вселения);
-) лица, имеющие регистрацию в жилом помещении;
-) наличие (отсутствие) задолженности по квартирной плате и коммунальным услугам;
-) наличие (отсутствие) деформации фундамента, несущих конструкций, деревянных конструкций крыши;
-) техническое состояние инженерных систем (электроосвещение, водоснабжение, газоснабжение, отопление);
-) наличие (отсутствие), техническое состояние сантехнического и газового оборудования (унитаз, раковины, газовая плита, электроплита, газовая колонка);
-) состояние отопительных печей.
Выводы о сохранности жилого помещения по результатам обследования включают в себя заключение о возможности вселения и проживания; выявленные проблемы и пути их решения.
В большинстве жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, имеются долги по оплате коммунальных услуг. В данных жилых помещениях проживают (зарегистрированы) родители, лишенные родительских прав. В целях сохранности жилых помещений, закрепленных за несовершеннолетними, необходимо совместно проводить работу с должниками по погашению задолженности. Специалисты по опеке и попечительству проводят разъяснительную работу с опекунами и приемными родителями о необходимости предоставлять несовершеннолетним временную регистрацию с целью защиты жилищных прав опекаемых и подопечных детей.